Права несовершеннолетних

В свете изменяющегося законодательства нашей страны, а именно Конституции Российской Федерации, можно кон­статировать одним из приоритетных направлений по защите прав и свобод — защиту материнства и детства. У граждан, на­чиная с рождения, имеются установленные права и обязан­ности. С течением времени и достижением совершеннолетия их спектр расширяется и достигает полного объема.

Законодатель отдает себе отчет о том, что одним из важ­нейших становления личности является достаточно большой отрезок времени, когда ребенок осваивает основные нормы и правила поведения, учится мыслить и постигает основные науки. Этот период времени, ребенок проводит в школе.

Чаще всего, большую часть дня несовершеннолетние младших классов проводят на уроках и в группе продленно­го дня средних образовательных школ, гимназий, специали­зированных учебных заведений, школ с углубленным изуче­нием отдельных предметов и т.д. Часто именно в такое время взросления, родители не в состоянии уделять много времени своим детям и могут в силу своей работы забрать ребенка до­мой после окончания своей трудовой деятельности. В связи с этим особое внимание защите прав несовершеннолетних стоит законодательно уделить детям, так как в таком возрас­те они не в состоянии правильно защитить себя.

Основными гарантиями защиты прав несовершеннолет­них и базовых прав детей в учебном заведении закреплены в Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Семейном ко­дексе РФ, Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и школьном Уставе. На основании действующего законодательства в каждой школе должен быть человек, занимающий должность уполномо­ченного по правам ребенка, со своим спектром обязанностей, в которые должны входить профилактика нарушений прав, проведение мероприятий по просвещению руководителей, специалистов-педагогов, психологов, учеников и родителей. Также в такой спектр прав, подлежащих защите должно вхо­дить и рассмотрение жалоб учащихся и на учащихся, а так­же разрешение межличностных конфликтов и так далее. В зарубежной педагогической практике такие специалисты имеются. Однако в отечественной педагогической практике еще имеются проблемы, которые требуют совершенствова­ния многих вопросов в сфере правового регулирования от­ношений, возникающих в парадигме «ученик — педагог — ро­дитель».

Объединяя необходимость развития правового регули­рования указанной сферы отношений, для уяснения ситуа­ции, связанной с необходимостью их принятия в обозримом будущем, стоит обратить внимание на такие основные права родителей и ребенка, обучающегося в школе как:

Возможность выбора учебного заведения среднего об­разования с правом перехода в другое, по желанию родите­лей или ребенка.

Бесплатное обслуживание в школьной библиотеке.

Бесплатное прохождение различных образовательных программ, в частности, обучение на дому, при наличии осо­бых потребностей ребенка.

Безвозмездная помощь учителей в процессе полу­чения знаний, но в рамках учебного процесса (бесплатная сверхурочная работа не рассматривается).

Возможность посещения секций и кружков дополни­тельного образования на платной и бесплатной основе после базового учебного дня.

Пользование безопасными условиями получения об­разования: оборудованные классы, поддержание требуемой температуры в помещениях, создание уровня освещения, отвечающего установленным нормативам, создание возмож­ностей для получения питания, пользования бесплатной пи­тьевой водой, санузлом и так далее.

В современный период времени школа должна соответ­ствовать определенным требованиям и нормам. В частности, в ней должны быть гардероб, спортивная площадка откры­того и закрытого типа, столовая, библиотека, питьевые точки и туалеты. В учебных аудиториях, в зависимости от препода­ваемого в них предмета, необходимо наличие специального оборудования.

На основании последних данных о состоянии здоровья учащихся, школы в России взяли курс на их оздоровление. Однако, такое оздоровление проявилось только в увеличе­нии уроков по физической подготовке. При этом в редких школах — чаще это школы городов федерального значения, имеются душевые кабины. Чаще всего, после занятий физи­ческой подготовкой, которые сводятся к постоянному бегу, играм в футбол, баскетбол и др., школьники, вспотевшие и, порой, не успевающие переодеться в сухую одежду, идут на другие занятия в класс. Кроме того, существует проблема по­лучения на бесплатной основе чистой питьевой воды. А это важно, особенно после уроков физкультуры.

В современных школах дети обеспечиваются платными обедами и завтраками, а на бесплатной основе ими пользу­ются строго установленные категории детей. В основном это дети из малоимущих и многодетных семей. Однако, суще­ствуют и такие случаи, когда всем известно, что семья име­ет хороший достаток, в социальных сетях размещают фото своих путешествий, а в школу приносят справки, что мама не работает, а папа — директор фирмы — получает зарплату ниже прожиточного минимума. При этом набор документов соответствует требованиям обеспечения ребенка бесплатным питанием.

Существуют и иные моменты, связанные с нарушением прав несовершеннолетних при обучении. Тут можно при­вести в пример и нашумевший случай, когда учительница запретила ребенку пить воду из кулера, несмотря на то, что родители других детей в классе дали разрешение на пользо­вание водой ребенку из общего источника, т.к. знали о ма­териальных затруднениях в семье в связи с болезнью мамы этого ученика2. Думается, в рамках защиты прав детей стоит обратить внимание не только на возможность обеспечения несовершеннолетних бесплатным горячим питанием, но в первую очередь бесплатной питьевой водой. Всем известно, что дети в возрасте до 14 лет в основном ведут очень подвиж­ный образ жизни, всегда стремятся играть в подвижные игры или же просто побегать, и наличие питьевой воды на по­стоянной основе в школах — это необходимость, условие для нормального функционирования деятельности образова­тельной организации. Но как показывает практика, обеспе­чение чистой водой несовершеннолетних, которые вступают в жизнь и будут обеспечивать будущее страны — это обязан­ность не государства, а родителей. Рассмотрим имеющийся зарубежный опыт.

Исторически, вопросы организации школьного питания на государственном уровне впервые были подняты в середи­не 19 века в Великобритании. Уже тогда было замечено, что успехи детей, обучающихся в школах, напрямую зависят от степени их обеспеченности питанием. В 1906 году британца­ми было принято первое в мире государственное постанов­ление, рекомендующее муниципальным властям обеспечи­вать школьников бесплатным питанием. К 1951 году уже 49% школьников получали бесплатные завтраки, а 84% школь­ников получали бесплатный стакан молока. В 1980 году (по инициативе Маргарет Тэтчер) организация питания школь­ников была отдана в руки частного бизнеса. В результате по­всеместно в школах стали продавать буфетную продукцию (шоколадки, гамбургеры, газированные напитки и др.). Спу­стя 20 лет страна столкнулась с эпидемией сердечно-сосуди­стых заболеваний, ожирения и проблем национального здо­ровья, которые коснулись практически каждого человека. В последние 3-4 года в Британии резко активизировали работу по восстановлению утраченных позиций. Началось возрож­дение традиций обеспечения английских школьников горя­чей и здоровой пищей[3]. Вопросам школьного питания уде­ляется внимание и у наших соседей, например в Республике Казахстан. Так проблемы обеспеченности школ питанием для учащихся специально рассматривались на Селекторном совещании у Председателя Правительства Республики Ка­захстан, а также дважды обсуждалась на Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве этой Республики в последующие годы.

По данным Росстата до 100 % школьников охвачены го­рячим питанием не во всех регионах страны. Этим показате­лем могут гордиться школы Орловской области и Чукотки, Тюменской и Оренбуржкой областей.

Практика показывает, что любое государство может и должно защищать права несовершеннолетних всеми спо­собами. А рассмотренные нарушения их прав необходимо срочно устранять. В первую очередь необходимо рассмотреть вопросы, связанные с разработкой федеральной целевой про­граммы для школ по обеспечению обучающихся чистой пи­тьевой водой в неограниченном количестве и на бесплатной основе. Это позволило бы снять стрессовые ситуации, как для детей, так и для родителей, а заодно позаботиться о здоровье несовершеннолетних. Вторым направлением следовало бы рассмотреть вопрос питания школьников. Третьим — решить вопросы гигиены. А, как показывает практика, именно эти права несовершеннолетних нарушаются в первую очередь. Всегда стоит помнить, что государство и образовательное уч­реждение отвечают за жизнь и здоровье ребенка, как только тот переступит порог школы утром и до тех пор, пока не по­кинет ее пределы вечером. Совершенствование деятельности образовательной организации рассматриваемого уровня должно быть предметом решения указанных проблемных вопросов и дальнейшего ее перспективного развития.

АНАНЬЕВА Екатерина Олеговна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России

БОНДАРЕНКО Иван Васильевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России