В свете изменяющегося законодательства нашей страны, а именно Конституции Российской Федерации, можно констатировать одним из приоритетных направлений по защите прав и свобод — защиту материнства и детства. У граждан, начиная с рождения, имеются установленные права и обязанности. С течением времени и достижением совершеннолетия их спектр расширяется и достигает полного объема.
Законодатель отдает себе отчет о том, что одним из важнейших становления личности является достаточно большой отрезок времени, когда ребенок осваивает основные нормы и правила поведения, учится мыслить и постигает основные науки. Этот период времени, ребенок проводит в школе.
Чаще всего, большую часть дня несовершеннолетние младших классов проводят на уроках и в группе продленного дня средних образовательных школ, гимназий, специализированных учебных заведений, школ с углубленным изучением отдельных предметов и т.д. Часто именно в такое время взросления, родители не в состоянии уделять много времени своим детям и могут в силу своей работы забрать ребенка домой после окончания своей трудовой деятельности. В связи с этим особое внимание защите прав несовершеннолетних стоит законодательно уделить детям, так как в таком возрасте они не в состоянии правильно защитить себя.
Основными гарантиями защиты прав несовершеннолетних и базовых прав детей в учебном заведении закреплены в Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и школьном Уставе. На основании действующего законодательства в каждой школе должен быть человек, занимающий должность уполномоченного по правам ребенка, со своим спектром обязанностей, в которые должны входить профилактика нарушений прав, проведение мероприятий по просвещению руководителей, специалистов-педагогов, психологов, учеников и родителей. Также в такой спектр прав, подлежащих защите должно входить и рассмотрение жалоб учащихся и на учащихся, а также разрешение межличностных конфликтов и так далее. В зарубежной педагогической практике такие специалисты имеются. Однако в отечественной педагогической практике еще имеются проблемы, которые требуют совершенствования многих вопросов в сфере правового регулирования отношений, возникающих в парадигме «ученик — педагог — родитель».
Объединяя необходимость развития правового регулирования указанной сферы отношений, для уяснения ситуации, связанной с необходимостью их принятия в обозримом будущем, стоит обратить внимание на такие основные права родителей и ребенка, обучающегося в школе как:
Возможность выбора учебного заведения среднего образования с правом перехода в другое, по желанию родителей или ребенка.
Бесплатное обслуживание в школьной библиотеке.
Бесплатное прохождение различных образовательных программ, в частности, обучение на дому, при наличии особых потребностей ребенка.
Безвозмездная помощь учителей в процессе получения знаний, но в рамках учебного процесса (бесплатная сверхурочная работа не рассматривается).
Возможность посещения секций и кружков дополнительного образования на платной и бесплатной основе после базового учебного дня.
Пользование безопасными условиями получения образования: оборудованные классы, поддержание требуемой температуры в помещениях, создание уровня освещения, отвечающего установленным нормативам, создание возможностей для получения питания, пользования бесплатной питьевой водой, санузлом и так далее.
В современный период времени школа должна соответствовать определенным требованиям и нормам. В частности, в ней должны быть гардероб, спортивная площадка открытого и закрытого типа, столовая, библиотека, питьевые точки и туалеты. В учебных аудиториях, в зависимости от преподаваемого в них предмета, необходимо наличие специального оборудования.
На основании последних данных о состоянии здоровья учащихся, школы в России взяли курс на их оздоровление. Однако, такое оздоровление проявилось только в увеличении уроков по физической подготовке. При этом в редких школах — чаще это школы городов федерального значения, имеются душевые кабины. Чаще всего, после занятий физической подготовкой, которые сводятся к постоянному бегу, играм в футбол, баскетбол и др., школьники, вспотевшие и, порой, не успевающие переодеться в сухую одежду, идут на другие занятия в класс. Кроме того, существует проблема получения на бесплатной основе чистой питьевой воды. А это важно, особенно после уроков физкультуры.
В современных школах дети обеспечиваются платными обедами и завтраками, а на бесплатной основе ими пользуются строго установленные категории детей. В основном это дети из малоимущих и многодетных семей. Однако, существуют и такие случаи, когда всем известно, что семья имеет хороший достаток, в социальных сетях размещают фото своих путешествий, а в школу приносят справки, что мама не работает, а папа — директор фирмы — получает зарплату ниже прожиточного минимума. При этом набор документов соответствует требованиям обеспечения ребенка бесплатным питанием.
Существуют и иные моменты, связанные с нарушением прав несовершеннолетних при обучении. Тут можно привести в пример и нашумевший случай, когда учительница запретила ребенку пить воду из кулера, несмотря на то, что родители других детей в классе дали разрешение на пользование водой ребенку из общего источника, т.к. знали о материальных затруднениях в семье в связи с болезнью мамы этого ученика2. Думается, в рамках защиты прав детей стоит обратить внимание не только на возможность обеспечения несовершеннолетних бесплатным горячим питанием, но в первую очередь бесплатной питьевой водой. Всем известно, что дети в возрасте до 14 лет в основном ведут очень подвижный образ жизни, всегда стремятся играть в подвижные игры или же просто побегать, и наличие питьевой воды на постоянной основе в школах — это необходимость, условие для нормального функционирования деятельности образовательной организации. Но как показывает практика, обеспечение чистой водой несовершеннолетних, которые вступают в жизнь и будут обеспечивать будущее страны — это обязанность не государства, а родителей. Рассмотрим имеющийся зарубежный опыт.
Исторически, вопросы организации школьного питания на государственном уровне впервые были подняты в середине 19 века в Великобритании. Уже тогда было замечено, что успехи детей, обучающихся в школах, напрямую зависят от степени их обеспеченности питанием. В 1906 году британцами было принято первое в мире государственное постановление, рекомендующее муниципальным властям обеспечивать школьников бесплатным питанием. К 1951 году уже 49% школьников получали бесплатные завтраки, а 84% школьников получали бесплатный стакан молока. В 1980 году (по инициативе Маргарет Тэтчер) организация питания школьников была отдана в руки частного бизнеса. В результате повсеместно в школах стали продавать буфетную продукцию (шоколадки, гамбургеры, газированные напитки и др.). Спустя 20 лет страна столкнулась с эпидемией сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения и проблем национального здоровья, которые коснулись практически каждого человека. В последние 3-4 года в Британии резко активизировали работу по восстановлению утраченных позиций. Началось возрождение традиций обеспечения английских школьников горячей и здоровой пищей[3]. Вопросам школьного питания уделяется внимание и у наших соседей, например в Республике Казахстан. Так проблемы обеспеченности школ питанием для учащихся специально рассматривались на Селекторном совещании у Председателя Правительства Республики Казахстан, а также дважды обсуждалась на Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве этой Республики в последующие годы.
По данным Росстата до 100 % школьников охвачены горячим питанием не во всех регионах страны. Этим показателем могут гордиться школы Орловской области и Чукотки, Тюменской и Оренбуржкой областей.
Практика показывает, что любое государство может и должно защищать права несовершеннолетних всеми способами. А рассмотренные нарушения их прав необходимо срочно устранять. В первую очередь необходимо рассмотреть вопросы, связанные с разработкой федеральной целевой программы для школ по обеспечению обучающихся чистой питьевой водой в неограниченном количестве и на бесплатной основе. Это позволило бы снять стрессовые ситуации, как для детей, так и для родителей, а заодно позаботиться о здоровье несовершеннолетних. Вторым направлением следовало бы рассмотреть вопрос питания школьников. Третьим — решить вопросы гигиены. А, как показывает практика, именно эти права несовершеннолетних нарушаются в первую очередь. Всегда стоит помнить, что государство и образовательное учреждение отвечают за жизнь и здоровье ребенка, как только тот переступит порог школы утром и до тех пор, пока не покинет ее пределы вечером. Совершенствование деятельности образовательной организации рассматриваемого уровня должно быть предметом решения указанных проблемных вопросов и дальнейшего ее перспективного развития.
АНАНЬЕВА Екатерина Олеговна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России
БОНДАРЕНКО Иван Васильевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России