Льготы врачам и другим медработникам

Недостатки правового регулирования труда медицин­ских работников явились не единственной причинной об­ращения к этой теме. Актуальность особенностей правового регулирования также обусловлена спецификой деятельно­сти данной категории работников, поскольку сохранение и поддержание здоровья граждан является одной из важней­ших задач государства. Думается, что не случайно некоторые ученые связывают большой разрыв в уровне отечественно­го здравоохранения и зарубежного со слабой разработкой и регламентацией права в рассматриваемой области. Что касается регламентации прав пациента, то здесь, по край­ней мере, претензий меньше, чего не скажешь о законода­тельном закреплении прав медицинских работников – они отражены крайне опосредовано и трудовое право в этом смысле не стало «светом в конце тоннеля». Такие проблемы затрудняют реализацию задач, поставленных главой наше­го государства в части ориентированности на высочайшие мировые стандарты по вопросам здравоохранения, а также доступности современной медицинской помощи для всех со­циальных слоев населения. Важно в условиях стремительно развивающейся медицины не отставать в этих вопросах от ведущих мировых держав, тем более, в условиях усложня­ющихся международных отношений. В этой связи, считаем, что вопрос необходимости разработки новых норм, переос­мысления и дополнения уже имеющихся является одним из главных на сегодняшний день.

ТРУД МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Рассматривая проблемные вопросы, связанные с трудом медицинских работников, хочется акцентировать внимание на условиях труда, в частности, на определении порядка ра­боты, учета рабочего времени и времени отдыха. Отдельного внимания заслуживает вопрос сокращенного рабочего вре­мени для сотрудников, работающих на местах с вредными и опасными условиями труда. Право каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гиги­ены, закреплено в статье 37 главного законодательного акта РФ. Содержание обозначенной конституционной нормы по­зволяет непосредственно применять ее при регулировании трудовых отношений медицинских работников.

Более подробно вопросы, касающиеся трудовых от­ношений медработников, регулируются Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продол­жительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специ­альности».

Прежде всего, хочется обратить внимание на то, что, учитывая специфику деятельности, максимальная продол­жительность рабочего времени для этой категории не долж­на превышать 39 часов в неделю, в то время как у обычных рабочих этот порог не намного больше – 40 часов. Вышеупо­мянутым постановлением предусматриваются иные преде­лы рабочего времени в зависимости от занимаемой долж­ности и специальности медицинского работника. Так для работников лабораторий по диагностике ВИЧ-инфекций, работников станций скорой помощи, медперсонала инфек­ционных больниц и т.д. установлен максимальный порог рабочего времени – 36 часов в неделю. Для работников раз­личных бюро судмедэкспертизы, туберкулезных организа­ций, патолого-анатомических отделений устанавливается предел в 30 часов в неделю. Ну и 24 часа предусмотрены для сотрудников, осуществляющих процедуры гамма-облучения и гамма-терапии.

На основе результатов специальной оценки в трудовом договоре указывается класс условий труда, который служит основанием для квалификации работы медицинских орга­низаций как работа при опасных и вредных условиях труда. Говоря о медработниках, это контактирование с больными, где существует вероятность заражения; это постоянное со­стояние напряженности и стрессовости из-за большой ответ­ственности не только за себя, но и за пациента и т.д.

При определении режима рабочего времени медицин­ского персонала, хочется обратить внимание на несколько важных моментов. Во-первых, следует уделить особое вни­мание при учете рабочего времени амбулаторных врачей. Подзаконным нормативно-правовым актом для данной кате­гории работников установлена сокращенная рабочая неделя, которая не должна превышать 33 часа. Но на законном уров­не не решено как быть с должностными обязанностями таких работников на закрепленных за ними участках, где они вы­полняют профилактическую работу. Естественно, что речи в данном случае о зачете этого времени в качестве рабочего не идет и, следовательно, висит вопрос относительно того, ка­кова должна быть норма для данной категории работников. На эту проблему в свое время обращала внимание Н. А. Ива­нова, которая помимо прочего указывала, что врачи в этой ситуации являются уязвимой стороной, поскольку они как бы выпадают из правового регулирования и вынуждены тру­диться больше, чем им положено без соответствующей опла­ты за сверхурочную работу. К слову, законодатель до сих пор оставил без внимания данный вопрос и, конечно же, никаких изменений в этой части так и не последовало. Мы же предла­гаем в случае привлечения таких работников к другой работе (помимо амбулаторного приема), входящей в их трудовую функцию, закрепить максимальную продолжительность ра­бочего времени не более 36 часов в неделю.

Второй момент касается того, что, по словам Чурляева И. В. и Муравьева Е. В., у участкового терапевта и врача-пе- диатра на вызовы на дом в среднем уходит 25 часов в неделю. Чем больше населенный пункт, тем, соответственно, больше вызовов. Данная статистика нам необходима для того, чтобы оценить масштаб убытков, которые ежегодно терпит госу­дарство, из-за необоснованных вызовов, а они, на секундочку, составляют одну треть от общего числа. Наиболее частыми необоснованными являются вызовы: к людям молодого и среднего возраста, находящимся в состоянии алкогольного опьянения и получившим бытовые травмы на этой почве; к пожилым людям по поводу хронических заболеваний или беспокойств, отсутствия человеческого общения и т.д. Здесь немаловажным является тот факт, что такие вызовы не опла­чиваются по системе обязательного медицинского страхова­ния.

Представляется верным официально оплачивать необо­снованные вызовы, как и работу медицинских работников «за пределами» рабочего дня. На законодательном уровне уста­новлена административная ответственность за заведомо лож­ный вызов специализированных служб (ст. 19.13 КоАП РФ). Однако установленное за такое правонарушение админи­стративное наказание в виде административного штрафа (от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей) не покрывает даже один выезд бригады скорой помощи к застрахованному лицу. Полагаем, что необходимо размер административно­го штрафа за заведомо ложный вызов специализированных служб, в частности, скорой медицинской помощи уравнять с тарифом за вызов скорой медицинской помощи. Это позво­лит снять с государства убытки, которые оно терпит ежегодно от необоснованных вызовов только скорой медицинской по­мощи. Помимо вышеуказанного, для решения обозначенной проблемы необходимо на региональном и местном уровнях организовывать социальную помощь пожилым людям (до­ма-интернаты, больницы сестринского ухода и т.д.), а также проводить более активную санитарно-просветительскую ра­боту с населением.

ДУНДАРОВА Зинаида Назимовна
магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета

МАГОМЕДОВА Амина Геннадьевна
кандидат исторических наук, доцент, преподаватель кафедры гражданского права Юридического института Дагестанского государственного университета