Недостатки правового регулирования труда медицинских работников явились не единственной причинной обращения к этой теме. Актуальность особенностей правового регулирования также обусловлена спецификой деятельности данной категории работников, поскольку сохранение и поддержание здоровья граждан является одной из важнейших задач государства. Думается, что не случайно некоторые ученые связывают большой разрыв в уровне отечественного здравоохранения и зарубежного со слабой разработкой и регламентацией права в рассматриваемой области. Что касается регламентации прав пациента, то здесь, по крайней мере, претензий меньше, чего не скажешь о законодательном закреплении прав медицинских работников — они отражены крайне опосредовано и трудовое право в этом смысле не стало «светом в конце тоннеля». Такие проблемы затрудняют реализацию задач, поставленных главой нашего государства в части ориентированности на высочайшие мировые стандарты по вопросам здравоохранения, а также доступности современной медицинской помощи для всех социальных слоев населения. Важно в условиях стремительно развивающейся медицины не отставать в этих вопросах от ведущих мировых держав, тем более, в условиях усложняющихся международных отношений. В этой связи, считаем, что вопрос необходимости разработки новых норм, переосмысления и дополнения уже имеющихся является одним из главных на сегодняшний день.
ТРУД МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Рассматривая проблемные вопросы, связанные с трудом медицинских работников, хочется акцентировать внимание на условиях труда, в частности, на определении порядка работы, учета рабочего времени и времени отдыха. Отдельного внимания заслуживает вопрос сокращенного рабочего времени для сотрудников, работающих на местах с вредными и опасными условиями труда. Право каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, закреплено в статье 37 главного законодательного акта РФ. Содержание обозначенной конституционной нормы позволяет непосредственно применять ее при регулировании трудовых отношений медицинских работников.
Более подробно вопросы, касающиеся трудовых отношений медработников, регулируются Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».
Прежде всего, хочется обратить внимание на то, что, учитывая специфику деятельности, максимальная продолжительность рабочего времени для этой категории не должна превышать 39 часов в неделю, в то время как у обычных рабочих этот порог не намного больше — 40 часов. Вышеупомянутым постановлением предусматриваются иные пределы рабочего времени в зависимости от занимаемой должности и специальности медицинского работника. Так для работников лабораторий по диагностике ВИЧ-инфекций, работников станций скорой помощи, медперсонала инфекционных больниц и т.д. установлен максимальный порог рабочего времени — 36 часов в неделю. Для работников различных бюро судмедэкспертизы, туберкулезных организаций, патолого-анатомических отделений устанавливается предел в 30 часов в неделю. Ну и 24 часа предусмотрены для сотрудников, осуществляющих процедуры гамма-облучения и гамма-терапии.
На основе результатов специальной оценки в трудовом договоре указывается класс условий труда, который служит основанием для квалификации работы медицинских организаций как работа при опасных и вредных условиях труда. Говоря о медработниках, это контактирование с больными, где существует вероятность заражения; это постоянное состояние напряженности и стрессовости из-за большой ответственности не только за себя, но и за пациента и т.д.
При определении режима рабочего времени медицинского персонала, хочется обратить внимание на несколько важных моментов. Во-первых, следует уделить особое внимание при учете рабочего времени амбулаторных врачей. Подзаконным нормативно-правовым актом для данной категории работников установлена сокращенная рабочая неделя, которая не должна превышать 33 часа. Но на законном уровне не решено как быть с должностными обязанностями таких работников на закрепленных за ними участках, где они выполняют профилактическую работу. Естественно, что речи в данном случае о зачете этого времени в качестве рабочего не идет и, следовательно, висит вопрос относительно того, какова должна быть норма для данной категории работников. На эту проблему в свое время обращала внимание Н. А. Иванова, которая помимо прочего указывала, что врачи в этой ситуации являются уязвимой стороной, поскольку они как бы выпадают из правового регулирования и вынуждены трудиться больше, чем им положено без соответствующей оплаты за сверхурочную работу. К слову, законодатель до сих пор оставил без внимания данный вопрос и, конечно же, никаких изменений в этой части так и не последовало. Мы же предлагаем в случае привлечения таких работников к другой работе (помимо амбулаторного приема), входящей в их трудовую функцию, закрепить максимальную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Второй момент касается того, что, по словам Чурляева И. В. и Муравьева Е. В., у участкового терапевта и врача-пе- диатра на вызовы на дом в среднем уходит 25 часов в неделю. Чем больше населенный пункт, тем, соответственно, больше вызовов. Данная статистика нам необходима для того, чтобы оценить масштаб убытков, которые ежегодно терпит государство, из-за необоснованных вызовов, а они, на секундочку, составляют одну треть от общего числа. Наиболее частыми необоснованными являются вызовы: к людям молодого и среднего возраста, находящимся в состоянии алкогольного опьянения и получившим бытовые травмы на этой почве; к пожилым людям по поводу хронических заболеваний или беспокойств, отсутствия человеческого общения и т.д. Здесь немаловажным является тот факт, что такие вызовы не оплачиваются по системе обязательного медицинского страхования.
Представляется верным официально оплачивать необоснованные вызовы, как и работу медицинских работников «за пределами» рабочего дня. На законодательном уровне установлена административная ответственность за заведомо ложный вызов специализированных служб (ст. 19.13 КоАП РФ). Однако установленное за такое правонарушение административное наказание в виде административного штрафа (от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей) не покрывает даже один выезд бригады скорой помощи к застрахованному лицу. Полагаем, что необходимо размер административного штрафа за заведомо ложный вызов специализированных служб, в частности, скорой медицинской помощи уравнять с тарифом за вызов скорой медицинской помощи. Это позволит снять с государства убытки, которые оно терпит ежегодно от необоснованных вызовов только скорой медицинской помощи. Помимо вышеуказанного, для решения обозначенной проблемы необходимо на региональном и местном уровнях организовывать социальную помощь пожилым людям (дома-интернаты, больницы сестринского ухода и т.д.), а также проводить более активную санитарно-просветительскую работу с населением.
ДУНДАРОВА Зинаида Назимовна
магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета
МАГОМЕДОВА Амина Геннадьевна
кандидат исторических наук, доцент, преподаватель кафедры гражданского права Юридического института Дагестанского государственного университета