Исследование особенностей содержания труда работников страховых медицинских организаций важно и актуально, поскольку они сильно нуждаются в более совершенном регулировании условий труда. Несомненно, без обеспечения соответствия применяемых методов и инструментов стимулирования труда его содержанию невозможны никакие улучшения. Понятие «содержания труда» имеет множество различных определений, которые разнятся в зависимости от того, в какой сфере оно употребляется: в экономике, психологии, социологии и т.д.[ Мы же взяли для исследования такое определение, как совокупность элементов, определяемые профессиональной принадлежностью работ, сложностью, структурой, составом, целью и др.
Особенности содержания труда работников страховых медицинских организаций
В России институт обязательного медицинского страхования берет свое начало с начала 90-х гг. XX века. Состав специалистов, работающих в страховых медицинских организациях, содержание труда работников, сама система страховых медорганизаций — за время своего существования изменялось все. В Федеральном законе РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» упоминаются множество различных специальностей: юрист, врач-эксперт, агент по заключению договоров страхования, маркетолог, специалист по выдаче полисов и т.д. Разумеется, в нашей статье мы будем рассматривать только особые специальности, а такие специальности, вроде водителя, специалиста по кадрам, секретаря, бухгалтера, которые есть в каждой организации мы рассматривать, конечно, не будем. Несомненно, все они трудятся во имя единой цели — наладить качественную систему финансирования медицинских услуг для населения. Для этого каждая группа работников выполняет свои непосредственные обязанности, которые меняются по мере развития рассматриваемого института в РФ.
Интересное положение на первых порах занимали маркетологи. В их обязанности входило умение грамотно ориентироваться в знаниях медицинского маркетинга, а именно, умение готовить заключения-рекомендации по выбору лечебных учреждений, знать параметры их оценки, иметь навыки сбора информации, умение проводить сравнительный анализ и т.п. Очевидно, что на первом этапе развития подобного рода специалистов в России не было. На начало 1990-х гг. не было такого классического понятия как медицинские страховые компании. Они были многопрофильными и услуги по медицинскому страхованию без смущения оказывались наряду с другими видами страхования. Для того чтобы достичь успеха на этом поприще маркетологу недостаточно было знать только об особенностях страховых программ своей организации, нужно было еще владеть информацией о предложениях конкурентов. Успешными переговоры признавались в том случае, если удавалось заключить целый пакет страхования, среди которого было и медицинское.
Тяжело было в начале развития и экономистам страховых компаний. Они, не имея апробированных методик и разработанных рекомендаций в рассматриваемой области, должны были грамотно обосновать тарифы услуг медучреждений, которые работают по программе добровольного медицинского страхования, ему было необходимо разрабатывать с нуля оценку стоимости единицы работ, трудоемкость, представлять технологию работ и т.д.
Целесообразность найма юриста для работы в страховой компании была продиктована необходимостью юридического обеспечения деятельности, которая требовала ориентации в законодательстве и оптимальном его применении. Юрист должен был уметь предъявлять иск в судебном порядке на материальное возмещение ущерба, как физического, так и морального, который был причинен полисодержателю по вине медицинского учреждению или медицинского работника. Отсутствие судебной практики по таким вопросам еще больше затрудняло работу юриста.
Медицинское страхование по сути не имело никакой силы: не было как таковой защиты прав застрахованных лиц при оказании им некачественных медицинских услуг, никто не занимался возмещением затрат, понесенных лицом в этой связи. Страхователи вообще имели скудный выбор при подборе страховой организации. Зачастую пакет услуг не отличался разнообразием, а цены были одинаковыми. Занимательно, что из-за «сырости» законодательства и отсутствия опыта в каждом регионе РФ эти вопросы решались по-разному, страховые полиса сильно отличались друг от друга, начиная от размеров и заканчивая разнообразием цветов. Страхователи использовали данную деятельность в качестве своеобразной рекламы своей компании путем нанесения логотипов на бланки полисов. «Бесплатное» страхование для полисодержателей являлось таким лишь на бумаге. По факту же денежные средства по договору страхования были включены в состав налога с фонда оплаты труда.
В заключении напрашивается вывод, о том, что система ОМС медленно, но верно меняется в лучшую сторону. Мы же предлагаем несколько путей такого совершенствования. Во-первых, на наш взгляд, необходимо увеличить штат и привлечь к работе специалистов для контроля за оказанием качественной медицинской помощи, который работал бы в тесном взаимодействии с правоохранительными органами. В случае нарушения со стороны медработников они могли бы обращаться к ним для привлечения первых к ответственности. Кроме того, не стоит недооценивать превентивную функцию такого взаимодействия.
Во-вторых, необходимо установить контроль за необоснованным завышением объемов оказанной медицинской помощи. Медицинские учреждения выносят различные приписки объемов помощи, которые позволяют получать медицинскому учреждению дополнительные средства. Например, обязать специалистов доказывать эти приписки в случае несоответствия диагноза пациента с его половыми или возрастными особенностями.
ДУНДАРОВА Зинаида Низамовна
магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета
МАГОМЕДОВА Амина Геннадьевна
кандидат исторических наук, доцент, преподаватель кафедры гражданского права Юридического института Дагестанского государственного университета