Что делать при ДТП?

Решение задачи дальнейшего сокращения престу­плений, связанных с нарушением правил дорожного движения, наряду с предупредительной деятельностью органов, призванных обеспечивать безопасность до­рожного движения, требует такого качества расследо­вания дорожно-транспортных происшествий, которое обеспечило бы максимальную эффективную работу следственных органов при расследовании каждого слу­чая данного вида преступлений.

О задачах осмотра места дорожно-транспортного происшествия

В соответствии с требованиями закона в ходе рас­следования ДТП необходимо установить все обстоя­тельства, имеющие значение для правильного реше­ния по уголовному делу. К таким обстоятельствам относятся и задачи, решаемые при осмотре места ДТП, которые, в свою очередь, возможно разделить на основные и специальные.

Одной из основных задач осмотра места ДТП является полное и всестороннее изучение, фиксация обстановки места происшествия с целью уяснения механизма происшествия. Следователю, выехавшему на место ДТП, необходимо про­явить максимум внимательности при изучении обстановки места ДТП, определить – каким образом и с помощью каких специальных средств он будет изучать и фиксировать совер­шенные им действия при осмотре ДТП (составление прото­кола осмотра, схем к нему, применение фото- и видео съемки и т.д.).

Обнаружение, фиксация и изъятие следов происше­ствия (следов транспортных средств, следов от перевозимых на них грузов, следов участников происшествия и т. д.) также следует отнести к основным задачам осмотра места ДТП. В ходе ее решения следователь определяет порядок обнару­жения, фиксации и изъятия следов, обнаруженных на месте ДТП.

Выявление следов, указывающих на причины происшествия и обстоятельства, которые ему способ­ствовали, является одной из наиболее важных основных задач, которые необходимо решить во время осмотра места ДТП. Их выявление позволит в ходе дальнейше­го расследования выяснить причины дорожно-транс­портного происшествия (технические, природные или иные).

Установление места, откуда можно было воспринимать происходящее событие, это одна из важных задач, которую следует решать сразу же после прибытия следователя на место ДТП. Решение данной задачи позволит следователю наиболее удобно и правильно оценить расположение транс­портных средств на месте ДТП, порядок и последователь­ность их осмотра.

Если основные задачи схожи основными задачами, которые необходимо решать при осмотре места проис­шествия любого преступления, то применительно к ви­дам ДТП в ходе осмотра места их совершения подлежит решению и ряд специальных задач2.

Далее подробно рассмотрим вопросы о том, как же сле­дует решать при осмотре места ДТП специальные задачи.

Если имеет место столкновение транспортных средств, то при осмотре места ДТП необходимо установить место их столкновения, скорость движения до столкновения. Если имел место выезд на встречную полосу, следует выяснить ка­кое из транспортных средств его совершило и причину выез­да. Следует также выяснить, каков боковой интервал между столкнувшимися транспортными средствами, наличие неис­правностей, которые могли повлечь потерю устойчивости прямолинейного движения, а также – подавался ли сигнал поворота при маневре в определенную сторону и наличие необходимости в этом.

При осмотре места ДТП, при котором имело место опрокидывание транспортного средства, в первую очередь, следует установить неисправности транспортного средства, которые могли повлиять на безопасность его движения; дорожные условия, в которых двигался автомобиль до опро­кидывания; правильность действий водителя; имело ли ме­сто внезапное появление каких-либо препятствий, что могло вызвать необходимость применения резких приемов управ­ления и т.п.

В случае наезда на пешехода при осмотре места ДТП сле­дует обратить внимание на установление скорости движения транспортного средства, совершившего наезд; направление его движения; расстояние, которое преодолело транспортное средство по проезжей части после наезда на пешехода (остано­вочный и тормозной путь транспортного средства, расстояние, необходимое для объезда пешехода, установить техническую возможность предотвращения наезда на пешехода); неисправ­ность (если таковая имела место) транспортного средства и причинную связь между неисправностью и наступившим ДТП. Важно обратить внимание на то, с какой скоростью двигался пе­шеход, как он себя вел на проезжей части дороги, какова была видимость на участке дороги, где произошел наезд (погодные условия, время суток, зона обзорности водителем места стол­кновения, наличие неподалеку от места столкновения других транспортных средств и др.).

Если ДТП связано с наездом транспортного средства на другое неподвижное транспортное средство, то в ходе осмо­тра места ДТП следует обратить внимание на установление таких обстоятельств, как скорость транспортного средства, совершившего наезд и ее соответствие дорожным условиям; им елась ли у водителя, совершившего наезд возможность маневрирования и, если да, то какие действия им были пред­приняты. Важно установить, были ли включены были задние фары стоявшего транспортного средства (если происшествие имело место в темное время суток), при этом необходимо об­ратить внимание на наличие на месте столкновения осколков стекла фар, а также электродов ламп (их следует тщательно зафиксировать и изъять).

Если при ДТП пострадал пассажир, находящийся в ка­бине или салоне (кузове) транспортного средства, то во время осмотра места ДТП важно выяснить причину падения пасса­жира (если оно имело место), а также обстоятельства полу­чения пассажиром повреждений и причинную связь между ними и ДТП (например, пассажир не был пристегнут рем­ням и безопасности, повреждения были причинены частями кузова (кабины, салона) транспортного средства в результате резкого его маневрирования и др.)

Этот перечень специальных задач не является исчерпы­вающим. С учетом конкретных обстоятельств ДТП следовате­лю необходимо решать и иные специальные задачи во время осмотра места ДТП.

Например, при возникновении необходимости уста­новления факта тождества конкретных объектов (вмятин, повреждений кузова автомобиля, его частей и т.д.) следует в обязательном порядке установить факт их контактного взаи­модействия в связи с расследуемым событием.

Новиков С.И. Методика расследования преступных нарушений Правил дорожного движения. Уч. Пособие. Киев, 1983. С. 10-12.

Рассматриваемые вопросы имеют важное значение для организации расследования. Еще в 1959 г. В.И. Теребилов от­мечал «Важным условием расследования является правиль­ная организация следствия по каждому уголовному делу. Организационные принципы следственной работы дополня­ют и улучшают систему методических указаний по расследо­ванию преступлений.».

Допускаемые следователями ошибки при осмотре ме­ста ДТП, зачастую связаны с неправильной постановкой и решением задач осмотра. Это приводит к потере качества расследования, неправильному определению обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, подлежащих до­казыванию. Из-за допущенных при осмотре места ДТП ошибок, в конечном итоге страдает качество расследования уголовных дела данной категории, в первую очередь, имеет место неполнота и недостаточное качество расследования, что является причиной волокиты в расследовании, возвраще­ния дел для производства дополнительного расследования. А в некоторых случаях – приводит к отсутствию обоснован­ных доказательств, что, в свою очередь, может повлечь за со­бой ошибочное вынесение оправдательного приговора.

Как утверждает Е.П. Ищенко, «качественно расследовать любое преступление может лишь следователь, дознаватель, способный грамотно, профессионально организовать этот процесс, который по сложным уголовным делам вполне можно отнести к разряду творческих».

Таким образом, правильное и полное решение задач при осмотре места ДТП повышает эффективность предва­рительного расследования по уголовным делам данной кате­гории и дальнейшее его совершенствование, а также суще­ственную практическую значимость.

Предложенные рекомендации решения общих и специ­альных задач при проведении осмотра места дорожно-транс­портного происшествия направлены на повышение качества предварительного следствия по делам о нарушениях правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и позволят улучшить работу следователя на данном этапе предва­рительного расследования, уменьшить число уголовных дел дан­ной категории, возвращаемых для дополнительного расследова­ния и поступивших в суд с нарушениями сроков расследования.

СЕРИКОВ Юрий Владимирович
преподаватель кафедры административной деятельности и охраны общественного порядка Волгоградская академия МВД России