О нарушении правил дорожного движения

Новые штрафы ГИБДД, таблица 2021 года

Основными способами совершения преступлений о на­рушении правил дорожного движения и эксплуатации транс­портных средств являются:

столкновение транспортных средств;

опрокидывание, то есть происшествие, при котором движущееся транспортное средство перевернулось на проез­жей части или прилегающей территории;

наезд на стоящее транспортное средство или на препят­ствие;

наезд на пешехода или велосипедиста;

причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерти одному или более лицам, совершенное иным способом.

Несмотря на то, что непосредственное влияние на безопас­ность движения оказывают лица, которые управляют транс­портным средством, в каждой группе присутствуют виновные и потерпевшие. Проблема исследования личности потерпев­шего приобретает особую актуальность ввиду наличия виктимного поведения.

Под потерпевшим в дорожно-транспортном преступле­нии следует понимать физическое лицо (водитель, пассажир или пешеход), которому по неосторожности другим лицом, управляющим транспортным средством, был причинен тяж­кий вред здоровью или наступила его смерть в результате стол­кновения, наезда или опрокидывания транспортного средства.

Согласно Концепции Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.», ежегодно в России в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают травмы свыше 270 тыс. человек.

Анализ статистики преступлений показывает, что сложив­шаяся ситуация обусловлена поведением потерпевшего и его личностными качествами. К ним можно отнести

особенности состояния здоровья, психического состоя­ния (настроения, характера), способные вызвать «неадекватное» действие;

небрежное отношение к собственное безопасности и безопасности окружающих людей;

низкий уровень правосознания, незнание правил до­рожного движения, стремление нарушать правила, в основе которых лежат легкомысленность, нежелание подчиняться.

Рассмотрим содержательную характеристику поведения личности потерпевшего: по типу поведения по содержанию, по степени активности поведения потерпевшего, по виду вик- тимности поведения, по видам криминогенных ситуаций до­рожно-транспортных преступлений.

Выделены два типа поведения по содержанию.

Неправомерное поведение характеризуется осознанно­стью и намеренностью нарушения правил дорожного движе­ния, что является одной из причин причинения ему вреда.

Анализируя действия потерпевших по степени неправо­мерности, можно выделить три группы: а) провокационные действия; б) нейтральное поведение потерпевшего; в) участие двух сторон в дорожно-транспортном происшествии (потер­певший, виновный).

Неосмотрительное поведение потерпевшего отличается отсутствием намерения нарушить правила дорожного движе­ния, причиной нарушения при этом являются какие-либо об­стоятельства или условия.

От степени активности поведения потерпевшего также зависит совершение дорожно-транспортного происшествия. Активное поведение способствует совершению преступления, поскольку потерпевший свои действия направляет на соверше­ние, либо на предотвращение преступления. Пассивное пове­дение потерпевшего характеризуется отсутствием действий в отношении совершения преступления и его предупреждения.

К факторам, повлиявшими на совершение дорожно­транспортного преступления являются:

объективные: конкретные жизненные обстоятельства, по­годные условия;

субъективные: а) личностные качества потерпевшего и преступника, б) физиологические недостатки (слепота, осла­бленный слух, инвалидность и т. д.)3.

Рассмотрим характеристику личности потерпевшего по виду виктимности поведения.

Исследования в области причин виктимности потерпев­ших позволяют сделать вывод о том, что конкретной личности потерпевшего характерным является наличие виктимного по­ведения — социально-психологической характеристики лично­сти, заключающейся в нарушениях правосознания, следстви­ями которых являются неправомерные и неосмотрительные действия, характерные для каждой группы потерпевших.

В дорожно-транспортном преступлении есть две стороны — потерпевший и виновный. Потерпевших следует разделить на три группы: пешеходы, водители и пассажиры, для каждой из которых характерен определенный вид виктимности (возраст­ная, стрессовая, патологическая, виктимогенная деформация).

Причиной виктимного поведения водителя часто стано­вятся неверные действия, выполняемые им с целью избежать столкновения транспортных средств. Правила дорожного дви­жения предусматривают необходимость остановиться или съе­хать на обочину. Вместо этого водители стремятся перестроить­ся с одной полосы на другую.

Среди пассажиров целесообразно выделить несколько групп потерпевших.

В первой группе относятся пассажиры, которые по каким- либо причинам были вынуждены были сесть в автомобиль, на­пример, нужно было срочно уехать, а общественного транспор­та или другого автомобиля не было.

Во второй группе находятся пассажиры, которые стано­вились потерпевшими во время досуга, развлечений, отдыха. Основными причинами являются: алкогольное опьянение во­дителя либо и водителя, и пассажира, отсутствие у водителя прав на управление автомобилем (никогда не получали прав, лишены прав).

В третью группу входят пассажиры, которые стали потер­певшими по причине езды на необорудованных для перевозки пассажиров местах. Тем самым они пренебрегали установлен­ными нормами безопасности.

К четвертой группе пассажиров следует отнести тех, кто стал потерпевшим вследствие собственной невнимательности, озорства и т.д. Как правило, для данной группы характерно на­рушение правил проезда в общественном транспорте.

Наиболее четко виды виктимности поведения можно про­анализировать на пешеходах. Для пешеходов — потерпевших характерно следующее поведение, повлекшее за собой ситуа­цию дорожно-транспортного происшествия:

торопились на работу, учебу и вследствие дефицита времени нарушили правила дорожного движения (возрастная виктимность);

умышленное нарушение правил дорожного движения (возрастная виктимность);

неправильные действия, направленные на попытку оста­новить транспортное средство (возрастная виктимность);

нахождение в состоянии алкогольного опьянения (воз­растная виктимность);

невнимательность: при переходе дорожного полотна, не­достаточная оценка ситуации, пренебрежение правилами до­рожного движения, неуважительное отношение к участникам дорожного движения и т. д. (возрастная виктимность);

удивление, испуг от увиденного события, что является стрессовым фактором (стрессовая виктимность);

возраст: как правило, чаще всего потерпевшими в силу возраста становятся дети и пожилые люди (возрастная виктимность);

неуважительное отношение к сторонам дорожного дви­жения, эмоциональная неустойчивость, низкий уровень пра­восознания, социально-психологическая свойства личности, связанные с ее неблагополучными условиями социализации, неудовлетворенными социальными и индивидуальными по­требностями (виктимогенная деформация личности);

физиологические недостатки (патологическая виктимность).

Наиболее частыми ситуациями являются случаи, когда пешеходы появляются неожиданно, стремятся перейти проез­жую часть перед движущимся автомобилем на красный свет, «перебегают» дорогу в неположенном месте. Водитель в таких ситуациях не обладает достаточным временем, чтобы оценить ситуацию и принять верное решение. Чаще всего водитель вы­езжает на встречную полосу или обочину или тротуар, где, в первом случае, возможно столкновение с другим автомобилем, во втором — возможен наезд на других пешеходов. Потерпевше­го можно охарактеризовать как самоуверенного, невниматель­ного и беспечного человека ввиду некоторых поведенческих характеристик:

пешеход не реагирует на предупредительные сигналы водителей (не замечает, не слышит, потому что разговаривает по телефону и т.д.);

пешеход уверен, что водитель успеет затормозить;

«внезапность» решения пешехода перейти проезжую часть;

пешеход не учитывает такие факторы, как возможность превышения скорости водителем, начало движения транспорт­ного средства

действия пешехода по принципу «а вдруг успею перейти/перебежать», при этом необязательно, что пешеход спешит куда-либо.

Как видно из указанных причин, возрастная виктимность в поведении характерна для пожилых и малолетних детей. По­жилые люди ввиду возраста недостаточно быстро способны принимать решения и реагировать на аварийную ситуацию. Малолетние дети имеют небольшой жизненный опыт и в силу возраста еще не способны объективно и быстро отреагировать на подобные ситуации.

Патологическая виктимность связана с физиологическими недостатками, которые не позволяют адекватно и быстро реаги­ровать на меняющиеся обстоятельства возникновения аварий­ной дорожно-транспортной ситуации.

Виктимная деформация личности чаще всего выражается в низкой культуре общения, стремлении потерпевшего дока­зать свою правоту, ругательства в адрес водителя, причинение вреда и др.

Стрессовая виктимность связана непосредственно с момен­том возникновения дорожно-транспортного преступления и не зависит от возраста, личностных и физиологических качеств.

По видам криминогенных ситуаций дорожно-транспорт­ных преступлений, в результате которых появляются потерпев­шие, можно выделить:

ситуации, возникающие при столкновении транспорт­ных средств;

ситуации, в которых происходит наезд транспортного средства на пешехода или на препятствие;

ситуации, связанные с опрокидыванием транспортного средства;

ситуации, связанные с выпадением пассажиров из транс­портного средства.

Водители чаще всего нарушают установленные правила дорожного движения. Активность водителя в момент управ­ления преступления может быть связана с осознанным стрем­лением нарушить правила дорожного движения (к примеру, продолжить движение после того, как загорится красный свет или остановиться на пешеходном переходе на красный свет, вы­езд на полосу встречного движения, на тротуар и т.д.), что вле­чет за собой неправомерное поведение водителя, в результате которого он становится потерпевшим. Неосмотрительное по­ведение водителя может быть вызвано невнимательностью, от­сутствием достаточного водительского опыта, не позволяющей правильно оценить предкриминальную ситуацию.

По статистике, пешеходы чаще всего становятся потерпев­шими в результате наезда транспортных средств. Причиной служит неправомерное поведение пешеходов, которое является доминирующим. Наиболее распространенными неправомер­ными действиями являются переход дороги в неположенном месте или на нерегулируемом пешеходном переходе, переход на красный свет. Неосмотрительное поведение пешеходов не­верно оценили предкриминальную ситуацию.

Пассажирам — потерпевшим также присуще неправомер­ное и неосмотрительное поведение, при этом второй тип по­ведения более характерен для данной группы, поскольку пас­сажиры не управляют транспортным средством. Тем не менее по степени активности их поведение является пассивным, по­скольку на совершение преступления они не могут повлиять. Неосмотрительное поведение пассажиров проявляется в ситу­ациях столкновений, опрокидываний, наездов и выпадений из транспортных средств.

Согласно статистическим данным, основной причиной в случае дорожно-транспортных происшествий является непра­вомерное поведение потерпевшего.

Погодные условия (снег, дождь, туман, яркое солнце, голо­лед), дорожные работы, особенности дорожного полотна в дан­ном месте и т. д. также являются причинами неосмотрительно­го поведения потерпевших.

Таким образом, на основе вышеизложенного целесообраз­но сделать следующие выводы:

Потерпевшие делятся на три группы: пешеходы, пасса­жиры-потерпевшие и водители-потерпевшие.

Личности потерпевшего свойственен тот или иной тип виктимности поведения: стрессовый, возрастной, патологиче­ский тип виктимности личности, виктимогенная деформация личности.

На совершение преступления в отношении потерпев­ших оказывают в большей степени сами потерпевшие, для которых характерно в пренебрежении правил дорожного дви­жения, неуважение к другим лицам, а также погодные условия, дорожные работы, особенности дорожного полотна в данном месте и т. д.

Активность водителя в момент управления преступле­ния может быть связана с осознанным стремлением нарушить правила дорожного движения или невнимательностью, недо­статочным водительским стажем.

Наиболее распространенными неправомерными дей­ствиями пешеходов-потерпевших являются переход дороги в неположенном месте или на нерегулируемом пешеходном переходе, переход на красный свет.

Для пассажиров-потерпевших характерно неосмотри­тельное поведение, которое проявляется в ситуациях столкно­вений, опрокидываний, наездов и выпадений из транспортных средств.

Неправомерность поведения водителя заключается в сознательном стремлении нарушить правила дорожного дви­жения. Неосмотрительное поведение водителя обусловлено невнимательностью, отсутствием достаточного водительского опыта, не позволяющей правильно оценить предкриминаль­ную ситуацию.

Возникновение ситуаций нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств обусловлено поведением потерпевшего и его личностными качествами, ха­рактеризующимися а) состоянием физиологического и психи­ческого здоровья, б) отношением к собственной безопасности и безопасности окружающих людей, в) низким уровнем право­сознания.

ЛОГАЧЕВ Константин Константинович
преподаватель кафедры уголовного процесса Барнаульского юридического института МВД России