Процессы глобализации и интенсификации миграционных процессов, радикально меняя мировое сообщество, задают новые параметры его развития, по-другому определяют и проблемы национальной безопасности. С каждым днем со стороны организаторов и участников незаконных иммиграционных отношений совершенствуются пути «обхода» гражданского и уголовного законодательства. И одним из распространенных путей со стороны иностранных граждан является заключение так называемых «фиктивных браков» с целью легализации на территории страны с последующим получением вида на жительства и гражданства. Основными целями заключения фиктивных браков являются: «льготное» получение вида на жительства и разрешений на осуществление трудовой деятельности; упрощенный порядок получения гражданства; право на медобслуживание, право на работу и обучение). При кажущейся юридической законности заключения брака, фиктивные соглашения всегда граничат с «брачным» мошенничеством, так как обе стороны заинтересованы в получении материальных и финансовых выгод от государства.
ВЫЯВЛЕНИЕ «ФИКТИВНЫХ» БРАКОВ, ЗАКЛЮЧАЕМЫХ С ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ.
Статистика Главного управления по вопросам миграции МВД России показывает, что в 2019 году число иностранцев и лиц без гражданства, получивших российское гражданство, выросло на 4% по сравнению с 2018 годом, превысив цифру в 239 тысяч человек. На территорию страны с целью получения гражданства въезжают в основном граждане стран СНГ, при этом «лидерами» являются: Кыргызстан, Украина, Узбекистан, Армения, Азербайджан и Таджикистан. Специалисты отмечают, что около 80% всех обращений иностранцев — получение разрешений на временное проживание, основанное на семейном статусе приезжих, из них 15% — имеют явно выраженные признаки фиктивности. По данным же социологических опросов, статистика более «удручающая», поскольку каждый пятый брак, заключенный между иностранными гражданами и гражданами России, — фиктивный.
Статья 27 Семейного Кодекса Российской Федерации («Признание брака недействительным») содержит нормативное закрепление дефиниции «фиктивный» брак, под которым понимается «брак, заключенный с нарушением условий, установленных статьями 12 — 14 и пунктом 3 статьи 15 настоящего Кодекса, а также, если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью» Основными характерными чертами данного вида брака является его временной показатель (от 1 года до 3 лет), отсутствие совместного проживания и ведения хозяйства, а также мотивы заключения.
Признать брак фиктивным может только суд. В России фиктивный брак считается ничтожным в силу статьи 170 Гражданского кодекса и статьи 27 Семейного кодекса. Соответственно, могут быть применены последствия «ничтожной сделки», включая аннулирование записи о браке в актах гражданского состояния с момента регистрации фиктивного брака (в отличие от процедуры расторжения брака). При этом, если брак был основой для получения статуса резидента иностранным гражданином, ему грозит лишение гражданства России или вида на жительство (далее — ВНЖ). Решение о лишении гражданства будет принято по факту судебного решения, по которому брак признан недействительным. Согласно п. 2 ст. 31 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» последствиями несоблюдения иностранцем законных требований и аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство является обязанность в течение 15 дней (после получения судебного решения) покинуть пределы Российской Федерации. Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, подлежит депортации (п. 3,4 ст. 31). Аналогичное решение принимается при лишении гражданства РФ, так как после выхода человека из гражданства, он становится иностранным лицом на территории страны или лицом без гражданства.
Согласно статистическим данным, в период с 2010 по 2018 год по искам прокуроров (после выявления фактов заключения браков без цели создания семьи и за денежное вознаграждение) аннулировано 32 фиктивных брака, заключенных гражданами Российской Федерации с гражданами Кыргызстана, Украины, Таджикистана, Армении и Азербайджана.
В России, по сравнению с зарубежными странами, до сих пор не разработана система мер, направленных на выявление фиктивных браков, заключенных с иностранцами с целью их дальнейшего получения гражданства РФ. Тогда как в зарубежных странах (например, в США, Великобритании, Франции) давно существует четко выработанная система, где определены ведущие федеральные службы со специально подготовленными сотрудниками (которые зачастую негласным способом проверяют фактическое проживание иностранных лиц, которые заключили брак на территории государства). Также, в данных странах введена не только миграционная, но и также административная и уголовная ответственность за заключение фиктивного брака. Сотрудниками миграционных служб во взаимодействии с Национальным антитеррористическим комитетом на постоянной основе мониторятся социальные сети, интернет-сообщества и объявления фирм, которые оказывают услуги мигрантам (в том числе и по оказанию брачных услуг за определенное денежное вознаграждение). Также, представители данных брачных агентств, привлекаются к ответственности.
Следует отметить, что заключение фиктивного брака (как основа незаконной миграции) в зарубежном законодательстве всегда граничит с «брачным» мошенничеством и привлечение идет именно к уголовной ответственности. Так, в Германии привлекаются лица, участвующие в «брачном» мошенничестве (с целью получения вида на жительства и социальных льгот иностранцем) к уголовной ответственности сроком до 3 лет лишения свободы. В США привлекаются лица сроком до 5 лет лишения свободы и наказываются штрафом до 250 тысяч долларов, как иностранный гражданин, так и гражданин США, который оказывал услуги по заключению фиктивного брака. В Португалии — грозит срок от 1 до 4 лет, а организаторам «брачных» афер — до 5 лет. В Бельгии — срок до 2 лет лишения свободы и штраф до 250 евро. В Австрии гражданин наказывается штрафом, эквивалентно равному годовому заработку и заключением сроком до 1 года, а иностранцу запрещается въезжать в страну на срок от 18 месяцев до 5 лет.
В России же, сотрудниками УВМ МВД России мониторинг социальных сетей не производится, проверка по месту жительства иностранных граждан, подавших заявление о приобретении гражданства в упрощенном порядке (через брак) не осуществляется. Лица, являющиеся брачными агентами и оказывающие услуги за вознаграждение, а также иностранные граждане, к уголовной ответственности не привлекаются. Все эти факты в России говорят о несовершенстве миграционных механизмов в борьбе с незаконной миграцией. Так, мониторинг российских сетей показывает, что на территории государства действует свыше 100 брачных агентств, которые оказывают иностранцам брачные услуги за определенную денежную сумму. Размеры денежных вознаграждений варьируются в пределах от 50 000 рублей до 120 000 рублей. Проверка деятельности данных агентств сотрудниками миграционных служб и оперативными подразделениями ОВД не осуществляется, соответственно, организаторы и участники, к ответственности за оказание «брачного» мошенничества не привлекаются.
А это необходимо делать, так как скрытые мотивы легализации иностранных граждан путем заключения фиктивных браков и в дальнейшем, получения вида на жительство и гражданства России по упрощенному порядку, могут привести к масштабным последствиям, вплоть до планирования и проведения массовых террористических актов. Примером могут служить теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне, США, которые были совершены 11 сентября 2001 года. Результаты проведенного в дальнейшем расследования показали, что 19 террористов находились на территории государства легально и сроки проживания на территории США у всех у них был разный: от нескольких недель до нескольких лет (часть из них зарегистрировала браки с гражданками США, часть — по туристическим, студенческим и бизнес-визам).
Террористические акты 2001 г. выявили главные проблемы в работе миграционных служб США по противодействию нелегальной миграции: проверок, въезжающих в США, не проводилось; не отслеживалось передвижение иностранцев с «брачными» визами; не была внедрена система контроля въезда и выезда для борьбы с теми, кто просрочил свои визы. В 2002 году, после выявленных проблем в политике США прошли крупномасштабные миграционные реформы. Так, Служба иммиграции и натурализации (англ. Immigration and Naturalization Service, INS, Legacy INS), которая подчинялась Министерству юстиции США, была упразднена и вместо нее были образованы три новые службы: Служба гражданства и иммиграции США (англ. U.S.Citizenship and Immigration Services); Иммиграционная и таможенная полиция США (англ. U.S. Immigration and Customs Enforcement); Погранично-таможенная служба США (англ. U.S. Customs and Border Protection), которые подчиняются Министерству внутренней безопасности (англ. Department of Homeland Security).
При этом, произошли изменения и в миграционном законодательстве. Так, 25 ноября 2002 года принимается «Закон о национальной безопасности» (Homeland Security Act of 2002 № 116 STAT. 2135), который в разделе (Subtitle) «D», «E» и «F» ввел новую систему иммиграционного контроля с разделением функциональных обязанностей всех миграционных служб, а также создал новые службы (Citizenship and Immigration Services) и законодательно утвердил общие положения об иммиграции (General Immigration Provisions). В том числе, данный законодательный акт предусмотрел работу представителей служб иммиграционного контроля по выявлению фиктивных браков и незаконного приобретения гражданства.
Таким образом, отмечаем, что в ряде зарубежных стран выработана четкая иммиграционная структура подразделений, которые работают как гласно, так негласно с иностранными гражданами, которые легализовались на территории страны путем заключения брака. На постоянной основе производиться мониторинг социальных сетей и рекламных сайтов с целью установления агентств, которые участвуют в организации фиктивных браков иностранцев. Выявленные лица привлекаются к уголовной ответственности за «брачное» мошенничество. В отношении иностранных лиц применяются меры уголовной и миграционной ответственности. Иммиграционная политика четко регламентирована специально созданными нормативными актами и имеет кодифицированный закон (на примере США — «Закон о национальной безопасности»).
На основании изложенного, приходим к выводу о том, что в настоящее время в целях устранения факторов, способствующих нелегальной миграции, необходимо совершенствовать миграционную политику России путем реализации следующих мероприятий:
Необходимо разработать законопроект «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (в части установления ответственности за получение иностранным гражданином разрешения на временное проживание в Российской Федерации путем заключения фиктивного брака) и введения статьи 159.7 — «Брачное мошенничество»;
Создать в составе ГУВМ МВД России подразделение — Службу гражданства и иммиграции, в функциональные обязанности которой будут входить также: проверка гласным и негласным путем места проживания иностранного гражданина, вступившего в брак с гражданином (-кой) России с целью исключения фиктивности их союза; осуществление мониторинга социальных сетей и рекламных сетей Интернет с целью выявления и привлечения к ответственности агентств, оказывающих услуги путем «брачного» мошенничества; осуществление мероприятий по лишению вида на жительства и гражданства лиц, получивших их путем фиктивного брака; обеспечение контроля по выдворению или депортации иностранных граждан за пределы Российской Федерации.
Для обеспечения единства правовой системы и устранения коллизионных норм обосновывается необходимость совершенствования законодательства, регламентирующего деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции. В частности, предлагается разработать и принять кодифицированный акт — Миграционный Кодекс Российской Федерации.
СУЮНЧАЛИЕВА Олеся Талгаевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя